Чтобы усилить налоговый контроль в сфере финансовых услуг, выявить факты уклонения от уплаты налогов (сборов) и автоматически обмениваться финансовой информацией с иностранными государствами, Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ вносит изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Разберем суть этих новшеств.
Суть нововведений в Налоговый кодекс
В НК РФ введен раздел VII.1, определяющий обмен с иностранными государствами финансовой информацией в рамках международных договоров по вопросам налогообложения.
Новый раздел дает возможность налоговым органам передавать и получать информацию о доходах выгодоприобретателей и лиц, их контролирующих, компетентным органам иностранных государств, с которыми налажен автоматический обмен финансовой информацией для дальнейшего использования в мероприятиях налогового контроля,.
Проще говоря, налоговые органы РФ теперь имеют право передавать в электронном виде сведения об иностранных лицах, получающих доходы на территории РФ, в ту страну, резидентами которой они являются. Взамен налоговые органы РФ получают аналогичную информацию от государств, с которыми заключено соглашение. Порядок обмена такой финансовой информацией определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 года N 428 (на момент подготовки статьи еще не вступил в силу).
Но основная цель раздела в другом.
Статья 142.2 Налогового кодекса РФ обязывает практически любую структуру вне зависимости от ее организационно-правовой формы, осуществляющую в рамках работы прием от клиентов денежных средств (иных финансовых активов) для хранения, управления, инвестирования, иных сделок, предоставлять в налоговые органы информацию о клиентах-нерезидентах РФ и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, и о сделках с ними (причем без получения их согласия на передачу информации)
К организациям финансового рынка, обязанным подавать такие сведения, относятся:
Правительство РФ имеет право в соответствии с п. 3 ст. 142.2 Налогового кодекса РФ утверждать Перечень организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Налогового кодекса РФ и не распространяются требования о порядке запроса у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих.
Сейчас внесены в проект Постановления следующие организации:
Кроме этого, Министерство иностранных дел совместно с Министерством финансов могут определить ряд международных организаций и утвердить данный перечень. По смыслу нового раздела, законодатель дает право Министерству финансов освободить от предоставления информации ряд организаций в силу низкого риска совершения действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов) с использованием таких организаций.
Остальные же организации финансового рынка обязаны получать от всех клиентов (выгодоприобретателей и (или) прямо или косвенно их контролирующих лиц), которые не являются российскими налоговыми резидентами, информацию в порядке регламентированном Положением 1 (находится в стадии согласования) и передавать в налоговые органы вне зависимости от страны.
Налоговый орган РФ будет получать в электронном виде информацию, о получении финансовой выгоды на территории РФ нерезидентами, а затем систематизировать и использовать в своей деятельности. Это позволит усилить контроль финансовых потоков с участием нерезидентов страны, а передача финансовых сведений в уполномоченные органы иностранных государств будет осуществляться только в рамках заключенных соглашений.
При этом согласие на передачу финансовой информации нерезидентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, не требуется. Например, у России отсутствует соглашение с США, но это не влияет на получение информации о резидентах этого государства, получающих доход на территории РФ.
Организация финансового рынка согласно ст. 142.2 и 142.4 НК РФ обязаны получить от клиента и предоставить в электронном виде в налоговый орган информацию, содержащую идентификационные данные клиента, полную информацию о каждом заключенном договоре с указанием суммы и т.д. Порядок, сроки получения и предоставления информации, содержатся в проекте Постановления Правительства РФ, которое в настоящее время находится на утверждении.
Кроме этого, Постановлением будет утвержден перечень признаков «связи с иностранным государством для целей определения налогового резидентства клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего».
К примеру, относительно физических лиц есть такие признаки, «намекающие» на нерезидента: номер телефона, адрес фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве, поручение на постоянное перечисление средств на счет или адрес в иностранном государстве.
Организации финансового рынка обязаны предоставить за отчетный период сведения о всех договорах вне зависимости от даты их заключения (заключенных до вступления в силу изменений в НК РФ согласно ФЗ от 27.11.2017 N 340-ФЗ).
Статьей 142.4 Налогового кодекса организациям финансового рынка предоставлено право не заключать договора (расторгать имеющиеся) в случае, если клиент отказался предоставить информацию, либо предоставил ложные сведения.
В таком случае у организации есть право в полном объеме использовать российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности Федеральный закон №115-ФЗ, в том числе вводя ограничения на клиентов.
Это значит, что клиенты, попадающие по признакам в категорию налоговых нерезидентов РФ, их выгодоприобретателей или лиц, прямо или косвенно их контролирующих, могут ощутить на себе весь спектр контроля и ограничений, который дает законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Их в настоящее время уже испытывают клиенты банков.
https://bosfera.ru/bo/elektronnyy-obmen-nalogovoy-informaciey-soglasno-novoy-glave-7-nk
1. Положение «О порядке запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки и анализа, принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, условиях, порядке и сроках представления такой информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях)».
С начала 2024 года вводится новый вид и формат декларации налогов на доходы, выплачиваемые иностр...
28.12.2023ФНС России выпустила информационное сообщение, касающееся публикации данных о налоговых правонару...
19.12.2023Министерство финансов России опубликовало пояснения относительно учета операций с цифровым рублем...
21.09.2023