Чтобы усилить налоговый контроль в сфере финансовых услуг, выявить факты уклонения от уплаты налогов (сборов) и автоматически обмениваться финансовой информацией с иностранными государствами, Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ вносит изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Разберем суть этих новшеств.
Суть нововведений в Налоговый кодекс
В НК РФ введен раздел VII.1, определяющий обмен с иностранными государствами финансовой информацией в рамках международных договоров по вопросам налогообложения.
Новый раздел дает возможность налоговым органам передавать и получать информацию о доходах выгодоприобретателей и лиц, их контролирующих, компетентным органам иностранных государств, с которыми налажен автоматический обмен финансовой информацией для дальнейшего использования в мероприятиях налогового контроля,.
Проще говоря, налоговые органы РФ теперь имеют право передавать в электронном виде сведения об иностранных лицах, получающих доходы на территории РФ, в ту страну, резидентами которой они являются. Взамен налоговые органы РФ получают аналогичную информацию от государств, с которыми заключено соглашение. Порядок обмена такой финансовой информацией определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 года N 428 (на момент подготовки статьи еще не вступил в силу).
Но основная цель раздела в другом.
Статья 142.2 Налогового кодекса РФ обязывает практически любую структуру вне зависимости от ее организационно-правовой формы, осуществляющую в рамках работы прием от клиентов денежных средств (иных финансовых активов) для хранения, управления, инвестирования, иных сделок, предоставлять в налоговые органы информацию о клиентах-нерезидентах РФ и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, и о сделках с ними (причем без получения их согласия на передачу информации)
К организациям финансового рынка, обязанным подавать такие сведения, относятся:
Правительство РФ имеет право в соответствии с п. 3 ст. 142.2 Налогового кодекса РФ утверждать Перечень организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Налогового кодекса РФ и не распространяются требования о порядке запроса у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих.
Сейчас внесены в проект Постановления следующие организации:
Кроме этого, Министерство иностранных дел совместно с Министерством финансов могут определить ряд международных организаций и утвердить данный перечень. По смыслу нового раздела, законодатель дает право Министерству финансов освободить от предоставления информации ряд организаций в силу низкого риска совершения действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов) с использованием таких организаций.
Остальные же организации финансового рынка обязаны получать от всех клиентов (выгодоприобретателей и (или) прямо или косвенно их контролирующих лиц), которые не являются российскими налоговыми резидентами, информацию в порядке регламентированном Положением 1 (находится в стадии согласования) и передавать в налоговые органы вне зависимости от страны.
Налоговый орган РФ будет получать в электронном виде информацию, о получении финансовой выгоды на территории РФ нерезидентами, а затем систематизировать и использовать в своей деятельности. Это позволит усилить контроль финансовых потоков с участием нерезидентов страны, а передача финансовых сведений в уполномоченные органы иностранных государств будет осуществляться только в рамках заключенных соглашений.
При этом согласие на передачу финансовой информации нерезидентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, не требуется. Например, у России отсутствует соглашение с США, но это не влияет на получение информации о резидентах этого государства, получающих доход на территории РФ.
Организация финансового рынка согласно ст. 142.2 и 142.4 НК РФ обязаны получить от клиента и предоставить в электронном виде в налоговый орган информацию, содержащую идентификационные данные клиента, полную информацию о каждом заключенном договоре с указанием суммы и т.д. Порядок, сроки получения и предоставления информации, содержатся в проекте Постановления Правительства РФ, которое в настоящее время находится на утверждении.
Кроме этого, Постановлением будет утвержден перечень признаков «связи с иностранным государством для целей определения налогового резидентства клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего».
К примеру, относительно физических лиц есть такие признаки, «намекающие» на нерезидента: номер телефона, адрес фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве, поручение на постоянное перечисление средств на счет или адрес в иностранном государстве.
Организации финансового рынка обязаны предоставить за отчетный период сведения о всех договорах вне зависимости от даты их заключения (заключенных до вступления в силу изменений в НК РФ согласно ФЗ от 27.11.2017 N 340-ФЗ).
Статьей 142.4 Налогового кодекса организациям финансового рынка предоставлено право не заключать договора (расторгать имеющиеся) в случае, если клиент отказался предоставить информацию, либо предоставил ложные сведения.
В таком случае у организации есть право в полном объеме использовать российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности Федеральный закон №115-ФЗ, в том числе вводя ограничения на клиентов.
Это значит, что клиенты, попадающие по признакам в категорию налоговых нерезидентов РФ, их выгодоприобретателей или лиц, прямо или косвенно их контролирующих, могут ощутить на себе весь спектр контроля и ограничений, который дает законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Их в настоящее время уже испытывают клиенты банков.
https://bosfera.ru/bo/elektronnyy-obmen-nalogovoy-informaciey-soglasno-novoy-glave-7-nk
1. Положение «О порядке запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки и анализа, принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, условиях, порядке и сроках представления такой информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях)».
Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, которая предоставляет возможность нал...
15.06.202326.04.2018 ПОРТАЛ «КЛЕРК.РУ» Эксперт на примерах рассказывает, почему важно обращать внимание на ...
26.04.201820 мая состоялось заседание экспертного совета по налоговому законодательству при комитете Госдум...
21.05.2024